Исходя из факта невозможности прямолинейного познания глубинных ракурсов психики мы вынуждены изыскивать дополнительные средства изучения психического в его целостности (сознательное и бессознательное). Такой подход, по нашему убеждению, должен быть реализован в условиях спонтанности и непроизвольности поведения и обладать символичностью, метафоричностью. Последнее не только приближено к языку бессознательного, в части его образной формы, но и к целостной сущности психического в ее противоречивости. Сам по себе материализованный презентант, независимо от способа спонтанного его продуцирования, будь-то лепка, рисунок, выбор игрушки, построение пространственной модели и др. являются лишь необходимым, но не достаточным условием познания феномена психического. Материализованный презентант, независимо от формы, является лишь первым толчком к взаимодействию психолога с респондентом в глубинном познании которое приобретает динамику благодаря притоку эмоциональной энергии, чему способствует диалогическое взаимодействие с респондентом. Диалогическое взаимодействие психолога с респондентом, благодаря последовательности и «пошажности» динамики, опирается на точность диагностики, следующей за внутренней упорядоченностью психического. Говоря иначе, следование «инициативы» психолога за непроизвольной активностью психики респондента является профессиональной необходимостью, способствующей выявлению ассоциативных связей в поведенческом, визуализированном и доступном наблюдению материале. Объективирование противоречия между «логикой сознания» и «логикой бессознательного» («иной логикой») оптимизирует процесс его разрешения субъектом.
Спонтанное опредмечивание психики служит платформой для диалогического взаимодействия психолога с респондентом в целях расширения «осведомленности» субъекта в личностной проблеме благодаря когнитивной проработке материала, а также вскрытию внутренних предпосылок психологического неблагополучия.
Представим вкратце методологические предпосылки использования метафорических т.е. опредмеченых средств в глубинном познании психики согласно психодинамической теории:
– понимание целостности психического в противоречивом единстве сознательного и бессознательного;
– снижение активности ситуативных защит субъекта («по вертикали») путем создания атмосферы психологической защищенности в целях познания базальных форм защиты (по горизонтали);
– снижение эмоционального напряжения и тревоги субъекта в процессе глубинного познания благодаря метафоризации процесса опредмечивания содержания психики;
– ориентация на приоритет образной сущности метафоры в сочетании с процессом диалогической ее вербализации процесса глубинного познания психики;
– учет внеопытных (дорефлексивных) аспектов психического, раскрытие которых, при метафоричности средств познания, предполагает диалогическое взаимодействие с респондентом, обеспечивающее накопление поведенческого материала, что, со временем, способствует продольному интерпретационному анализу;
– метафоричность средств глубинного познания несет исследовательски-познавательную нагрузку, способствующую приближению респондента к познанию объективных смыслов психики во взаимосвязях сознательного и бессознательного. В процессе глубинного познания происходит постепенное его (респондента) высвобождение от «метафоричности смыслов» психической реальности и переход к пониманию подлинной смысловой нагрузки детерминант психического через их метафоричную презентацию;
– интерпретация метафорической (опредмеченой) самопрезентации предполагает учет объективно присущих характеристик тем или иным предметам (прототипам) использованным в процессе объективирования психики субъектом;
– отступление респондента от сущности предметного мира, в метафоричных образах самопрезентации (т.е. от объективно присущих характеристик предметным их прототипам) является диагностически познавательным, в аспекте особенностей «осубъективирования» образа, что несет индивидуализировано-информационную нагрузку;
– интерпретация материализованных самопрезентантов в процессе АСПО предполагает не только диалогическое взаимодействие с респондентом, но и сочетание приемов опредмечивания с использованием других методических приемов – рисунков (авторских и неавторских), лепки, моделирования из камней, для расширения и углубления объективирования процесса самопрезентации психических смыслов субъекта в их системной упорядоченности;
– задача глубинного исследования, включая метафоризацию, состоит в определении динамики энергетической направленности психики респондента в ее индивидуализированной неповторимости и противоречивости поведенческого материала. Способы использования метафоры, как форму самопрезентации можно отнести к необходимым предпосылкам глубинного познания. Вместе с тем, это может иметь дополнительную функцию, носить вспомогательный характер, на фоне более емких методик, способствующих объективированию системных характеристик, к примеру, «психоанализ комплекса тематических рисунков», в авторском их исполнении. На авансцене находится системно-диалогический процесс, сориентированный на проникновение в имплицитную сущность механизмов детерминации психического в его целостности и структурной упорядоченности.
В заключение отметим, что весь процесс опредмеченой метафоризации подчинен основным требованиям глубинного познания: спонтанность и непроизвольность активности субъекта, стимулируемой психологом предложением такого рода самопрезентации. Требование к обеспечению спонтанности выдерживается во всех формах глубинно-коррекционной работы с респондентом, включая диалог, в котором высказывания респондента имеют как смысловой, так и темпоральный приоритет.